
Долгое время в узлах вращения с двухсторонними нагрузками использовались два подшипника. Каждый из них был насчитан на усилие, направленное в определенном направлении. Такое решение сложно назвать оптимальным, так как оно усложняет конструкцию опоры, делает ее более габаритной, дорогостоящей и сложной в обслуживании. Все изменилось, когда появились комбинированные подшипники качения. Эти детали объединяют два подшипника, каждый из которых воспринимает определенную нагрузку.
Конструкция комбинированных подшипников
Составные или комбинированные подшипники состоят из двух компонентов, один из которых работает с аксиальной, а второй – с лучевой нагрузкой. Эти усилия равномерно распределяются в сдвоенном узле, что отличает эти опоры от обычных радиально-упорных подшипников, где все силы воздействуют на элементы, расположенные в один ряд. Комбинированные подшипники выпускаются нескольких видов, среди которых наиболее распространены такие:
- Комбинация игольчатого и шарикового подшипника. В этом случае игольчатый компонент воспринимает радиальную нагрузку, а шариковый – осевую;
- Подшипник с игольчатой и роликовой частями. Радиальная нагрузка также приходится на игольчатый элемент, а осевая – на роликовый;
- Роликовые комбинированные опоры. Состоят из двух роликовых частей, одна из которых работает с радиальными усилиями, а вторая – с осевыми.
К важным особенностям подшипников такой конструкции можно отнести их большой срок эксплуатации, способность работать без перегрева, простую установку с использованием сварочного болта, высокую ремонтопригодность.
Использование комбинированных подшипников
Область применения подшипников комбинированного типа очень обширна. Эти узлы отлично показали себя в качающихся узлах, а также в механизмах, где на валы действуют большие разнонаправленные нагрузки. Их активно используют в металлорежущих станках, строительной технике, автоматизированных линиях непрерывного действия. Также их можно встретить в современных автомобилях, энергетических установках и даже в офисной технике. Существуют как универсальные модели, так и изделия с узкой специализацией, предназначенные для применения в конкретных механизмах.
Для разных областей применения производители предлагают детали с особыми исполнениями. Подшипники могут быть открытыми и закрытыми, без внутреннего кольца, с сепараторами различной конструкции. Существуют модели полностью из металла, а также с элементами из прочного полиамида или керамики. Размеры таких подшипников могут быть от 10 мм, до 1500 мм. Некоторые бренды также предлагают изготовление на заказ комбинированных опор сверхбольшого диаметра или с особыми свойствами. В большинстве случаев комбинированные подшипники поставляются без смазки. Ее вносит потребитель через отверстие в наружном кольце, соединенном со смазочной канавкой.