
Подшипниковый узел – распространенное в современной механике изделие, назначение которого – служить опорой вращающемуся валу. Конструктивно эта деталь представляет собой подшипник качения, заключенный в корпус, оснащенный уплотнительными элементами и приспособлениями для подачи смазки. Подшипниковые узлы имеют функцию самоустановки, то есть компенсируют перекосы вала в пределах, предусмотренных их конструкцией.
Такие опоры незаменимы там, где необходима быстрая замена подшипника, защищенного уплотнениями и с организованным подводом смазки. Также их широко применяют в машинах, где нет возможности зафиксировать подшипник в корпусе. Востребованы подшипниковые узлы в машиностроении, энергетике, металлургии, химической и пищевой промышленности, а также при производстве специальной техники.
Конструкция подшипникового узла
Производители выпускают подшипниковые узлы шариковые и роликовые. Наружное кольцо подшипника имеет сферическую форму, а внутреннее – удлиненную. На кольцах часто предусмотрены проточки для равномерного распределения смазочного материала, а в корпус нередко встраивают пресс-масленку. Важной частью любого подшипникового узла является корпус. Он может быть чугунным, из обычной или нержавеющей стали, алюминия или прочного термопласта.
В зависимости от устройства корпуса, узел подшипниковый может иметь такие виды крепления:
- Фланцевый, подразумевающий вертикальную фиксацию;
- Стационарный – крепящийся к опоре горизонтально;
- Подвесной, монтирующийся на подвесах разной конструкции;
- Натяжной, дающий возможность фиксации в условиях нагрузок, которые могут изменяться. Этот вид крепления позволяет регулировать расстояние между точкой установки узла и валом.
Существует множество вариантов расположения крепежных отверстий на корпусах изделий. Это позволяет без труда выбрать опору, наиболее подходящую для конкретных целей. Корпуса выпускают в двух исполнениях: разъемном и неразъемном.
Как выбрать подшипниковый узел
Подбор подшипниковых узлов – ответственная задача, которую стоит доверить специалисту. Процесс состоит из нескольких шагов:
- Выбор детали в соответствии с действующими нагрузками – статическими и динамическими, а также скоростью вращения вала;
- Определение типа подшипникового узла и внутреннего диаметра. Стоит учитывать также уровень агрессивности или запыленности рабочей среды, ее температуру и влажность. В соответствии с этими параметрами подбирают уплотнения;
- Подбор корпуса опоры по типу крепления. Рассматривается ориентация узла в пространстве, количество лапок и диаметр крепежных элементов;
- Выбор способа фиксации на валу. Это могут быть стопорные винты, эксцентриковые или просто закрепительные втулки.
Специалисты рекомендуют приобретать продукцию известных брендов, которые отвечают за качество своих изделий и предоставляют официальную гарантию и техническую поддержку. Покупка деталей «серых» производителей может привести к серьезной поломке, из-за которой придется выполнять не только замену подшипникового узла, но и вала.